14 главных правил — когда, чем и как посевают

Посевание — старинный, сейчас практически забытый обряд, когда-то, наряду с колядованием и щедрованием, чрезвычайно популярный у восточнославянских народов и имевший очень большое сходство с западно- и южнославянским полазником.

Вы:
Собираетесь посевать
69.23%
Ждете посевальников
5.77%
И то, и другое
9.62%
Просто стало интересно
15.38%
Проголосовало: 52

Изначально совершался в первый день наступившего года (то есть, относился к «магии первого дня»).

Затем были попытки его переноса на Рождество, но такая практика не прижилась. Обряд заключается в совершении новогоднего обхода домов и выполнении ритуальных действий со стороны как участвующих в этом обходе, так и принимающих их.

Когда проводится

Совершить обряд посевания нужно в первый день наступившего Нового года, причем считая по старому стилю, до перехода на григорианский календарь с юлианского.

14 января

Разница между этими вариантами летоисчисления составляет 13 дней, соответственно, если Новый год по новому стилю наступает в ночь с 31 декабря на 1 января, то по старому — с 13 на 14 января.

Как правило, сразу после 00:00 14 января, до обеда.

Цель

Посевание относится к категории магически-мистических сельскохозяйственных обрядов, является одним из многих ритуалов, имеющих целью обеспечить себя высокими урожаями на следующий год. Показатели урожайности для любой семьи когда-то были критически важными: по сути, самостоятельно выращенные сельскохозяйственные культуры были основой питания.

Урожай в руке

В посевании «участвует» зерно, поскольку к хлебу все восточнославянские народы относились крайне уважительно. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки, его обрядовое значение. Все, что с ним связано, было окружено многочисленными ритуалами, «растягивавшимися» на весь год, не ограничивавшимися только периодом от посева до жатвы.

Следуя известной поговорке «готовь сани летом, а телегу — зимой» славяне предпочитали позаботиться о будущем урожае заранее, желая заблаговременно заручиться поддержкой высших сил.

Сейчас его основная цель, разумеется, не имеет основополагающего значения, ведь очень немногие люди рассматривают сад и огород как главный источник обеспечения себя пищей. Посевание проводят, скорее, как дань уважения традициям, а молодежь закономерно считает его еще и возможностью весело провести время.

Кроме того, зерно во многих культурах является «носителем» положительного магического символизма, олицетворением изобилия, процветания, жизни, вечно возрождающейся из смерти. Проведенное посевание обеспечивает дому благополучие и достаток, а такое пожелание никогда не будет лишним.

А еще считается, что оно способно защитить от порчи (именно с этой целью молодоженов после свадьбы забрасывают зерном).

История происхождения обряда

Древнеславянский Новый год праздновался осенью (1 сентября), после того как была собрана большая часть урожая. Он был напрямую связан с «культом плуга», эта связь сохранилась даже после того, как указом Петра I начало года было перенесено на январь.

Св. Василий Великий

Посевание — очень удачный «симбиоз» язычества и христианства, ведь 14 января — день Святителя Василия Великого, а 13 января — день преподобной Мелании. Они считаются покровителями земледелия и плодородия. Именно Василию Великому чаще всего молились, прося о богатом урожае на следующий сезон.

Что касается преподобной Мелании, ее образ в сознании «слился» с языческой Маланкой — дочерью Лады и Месяца. Маланке был посвящен собственный праздник.

Молодые люди самостоятельно изготавливали для себя костюмы животных, фольклорных персонажей, надевали соответствующие маски и ходили по домам. У разных славянских народов сценарии этого действа были различными, но они обязательно включали пожелания всего хорошего хозяевам, песни и танцы.

Что нужно посевальщику

Тем, кто хочет участвовать в обряде посевания, обязательно нужно «запастись» хорошим настроением и искренне добрыми помыслами. Это основное требование, которым никак нельзя пренебрегать, ведь ритуал все же магический и мистический, потусторонние силы вполне могут «отомстить» тем, кто участвует в нем, не имея должного настроя.

Рожь

Также в число «атрибутов» для посевальщика входит:

  • Зерно. Традиционно в обряде использовалась пшеница или рожь, являющиеся наиболее важными зерновыми культурами. Сейчас можно заменить их ячменной крупой. Что брать не стоит точно — пшено, которое в эзотерике ассоциируется с бедностью, разорением, является причиной слез и ссор, нередко применяется для насылания порчи, а также гречку и семечки.
  • Теплые рукавицы. Учитывая современные реалии, допустимо заменить их на меховые или вязаные перчатки, но совсем отказываться от них никак нельзя. Голые руки посевальщика — грубейшее нарушение обряда, сулящее неприятности как ему самому, так и дому, где ритуал был проведен в ненадлежащем виде.
  • Два полотняных мешочка. Их обязательно нужно сшить из натуральной ткани — хлопка, льна. Мешочки должны быть достаточно большими, ведь в одном из них посевальщики держат свой запас зерна, а в другой складывают все, что им передадут хозяева дома в благодарность за совершенный обряд (угощение, подарки и так далее).

Мешочки можно заменить рукавицами или оторванными от старой рубахи рукавами (изначально именно так и было, но их слишком часто приходится наполнять заново, а это не всегда приемлемо).

  • «Посевалки». Посевальщикам обязательно требуется «теоретическая подготовка». Специальные песни — неотъемлемый элемент обряда, пожалуй, второй по значимости после зерна, без них он просто не имеет смысла. Несложно найти тексты как классических народных песен для посевания (в каждом регионе, естественно, были свои стихи), так и более современные версии.

Можно даже сочинить что-то самостоятельно, попытавшись выразить суть обряда. Это тоже будет соблюдением традиции.

Как одеться

Руки в рукавичках

Одежда для современного посевальщика принципиального значения не имеет, за исключением обязательного наличия рукавиц или перчаток. Но чтобы обряд был более аутентичным, можно подготовить для себя костюмы в славянском стиле или изображать из себя пользующихся особым почетом в славянской мифологии животных. Это, например, коза (символ достатка, сытости, процветания), медведь (сила, мощь), кот (ловкость, проворство), лиса (хитрость, изворотливость), журавль (стремительность).

Посевательные песни (посевалки)

Посевалки — отдельный жанр фольклора, близкий к колядкам и щедровкам, но все же отличающийся от них по «посылу» и основному содержанию. Обязательным для посевалок считался благожелательный и поздравительный тон, практически всегда присутствовал намек на желание получить угощение. Начиналось их исполнение с зачина «Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем».

Классическая посевалка

Характерный пример традиционной посевалки:

«Роди, Боже, жито, пшеницу,

Горох, чечевицу, всяку пашницу,

Из одного колосочка будет жита бочка.

Дай тебе Боже, хозяин,

Сынов женить, дочерей замуж отдавать,

Горилки гнать, пива наварить».

Нередко упоминался в текстах и Святитель Василий Великий:

«Ходит Илья на Василия,

Несет пугу метяную,

Туда махнет и сюда махнет —

В поле ядро, а в доме добро.

Зароди, Боже, жито, пшеницу,

Всякую пашницу».

Сейчас, поскольку посевалки утратили сакральный смысл, содержание текстов строго не регламентируется. Обряд превратился преимущественно в развлечение, поэтому песни могут быть даже юмористическими:

«Хозяин, ты двери скорее открой —

К тебе залетел посевальщиков рой,

Шумим и сорим — раз в году это можно,

Но все же ведем мы себя осторожно».

Если в посевании участвуют исключительно дети, им нужно что-то попроще и покороче, легкое для запоминания, без трудных в произношении, непонятных по смыслу слов. Такие тексты, естественно, тоже есть.

«Сеем, сеем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Дайте рубль или пятак —

Не уйдем отсюда так».

Или другой вариант:

«Сеем, сеем, посеваем,

С Новым Старым годом поздравляем.

Ты, хозяин-мужичок,

Доставай-ка пятачок

Нам на орешки,

Тебе на потешки».

Исполнители обряда

Посевание — исключительно мужская прерогатива. Девушки «отвечали» за так называемые щедровки, этот обряд проводился на день раньше. Ограничений по возрасту для участвующих нет, это могут быть как дети, так и взрослые мужчины. Изначально ритуал отдавался на откуп мальчикам, как бы сейчас сказали, школьного возраста. Вполне можно посевать и индивидуально, но считается, что чем больше участников, тем лучше для хозяев.

Мальчик во дворе

Женщинам, кстати, в первой половине того дня, на который приходится обряд, ходить в гости вообще не рекомендовалось. Славяне очень серьезно относились к примете, согласно которой мальчик или мужчина, первым появившийся на пороге в наступившем году, обещает семье успех и благополучие (особенно если он из многодетной семьи с хорошим достатком и крепким хозяйством), его одаривали особенно щедро.

Если же это будет девушка или женщина детородного возраста — домочадцев ждут всевозможные трудности и несчастья. Совсем плохо, когда первым гостем оказывается старая дева, вдова, калека.

Как проходит посевание

Посевальщики «выдвигаются» очень рано, в 2-4, иногда в 5 часов утра. К обеду обряд должен быть уже закончен, это обязательное требование. Начинали с собственного жилища, ведь считалось, что именно первый посевающий приносит дому счастье и благополучие. Затем шли к близким родственникам, крестным, более «отдаленной» родне, соседям.

Пол после посевания

Подойдя к дому, нужно обязательно обратиться к хозяину за разрешением на проведение обряда. Получив его, посевальщики приветствовали домочадцев и проходили в горницу, где начинали имитировать сев зерна, параллельно обсыпая им хозяев. Особенно обильно нужно было «засеять» красный угол с иконами, начинался «сев» именно с него.

Сейчас, разумеется, повторить ритуал в точности не представляется возможным.

В процессе молодые люди пели либо декламировали посевалки. Не запрещалось желать хозяевам всяческого благополучия и в произвольной форме, лишь бы эти слова шли от сердца.

В случае отказа

Впускать посевающих в дом не было обязанностью хозяев. Разумеется, отказывали им очень немногие, ведь желание обеспечить себя хорошим урожаем и благополучием в доме на целый год было чрезвычайно сильно.

Красивый зимний домик

Тем более, что обходили посевальщики преимущественно родственников и близких людей, с которыми они были в хороших отношениях.

Получив отказ, они ненадолго останавливались напротив ворот для исполнения одной или нескольких песен. Тексты здесь, как правило, были более «нейтральными», ограничивались общими пожеланиями достатка и всего хорошего.

Как вести себя «принимающей стороне»

Если у вас есть основания предполагать, что ваш дом или квартира может «заинтересовать» посевальщиков, первое, что нужно сделать — запастись небольшими символическими подарками для них, которые вы вручите им в благодарность за проведение обряда. Когда вы ждете детей, можно даже подыграть им, тоже надев подходящие костюмы.

Встреча посевальщиков

После того, как хозяин дает согласие на исполнение ритуала, ему и хозяйке нужно постоянно находиться рядом с посевающими. Сейчас будет достаточно просто молчаливого присутствия, в старину хозяева принимали в ритуале более деятельное участие, ловя зерно, которым их обсыпали. Мужчина делал это просто руками, женщина использовала фартук.

Считалось, что чем больше зерна они поймают, тем лучше и счастливее будет следующий год для семьи, обильнее урожай.

В некоторых регионах обряд был более сложным. Пришедших посевальщиков хозяйка дома просила разуться и присесть на порог. Там они и оставались, пока хозяин ходил в курятник, чтобы согнать птиц с насеста. Это делалось для того, чтобы заставить их лучше и быстрее нестись в следующем году.

Чего делать нельзя

Вежливо отказать посевальщикам по каким-то весомым причинам было можно, хотя это и не приветствовалось. Но если грубо отогнать их от собственного дома, вместе с ними уходила и удача. Хозяин самостоятельно лишал себя благополучия, обеспечивал потери, в том числе, материальные, на будущий год.

Запрет

Еще один важный нюанс обряда — рассыпанное посевающими зерно должно было оставаться на полу до заката (в немногочисленных его вариантах — до полуночи). Если вы сметаете и выбрасываете его раньше, результат тот же — всевозможные неудачи и трудности на протяжении года.

Что делать с зерном

Зерно, которое хозяин и хозяйка поймали в процессе «сева», нужно было в тот же день скормить домашним курам. Считалось, что чем больше они склюют, тем активнее будут нестись. А если высыпать его в решето, использовав его вместо кормушки — то птицы еще и перестанут «сбегать» в чужие дворы.

Кормежка кур с рук

Рассыпанное на полу зерно, выждав нужное время, надо было аккуратно смести. Его не выбрасывали, подмешивая к тому, что уже было отложено для весеннего посева.

Сейчас оба этих решения для большинства людей неактуальны, поэтому четких рекомендаций относительно того, как поступать с рассыпанным зерном, нет. Можно, например, аккуратно собрать его в тканевый мешочек, а весной — рассыпать в огороде или саду (собственном либо у друзей, родственников).

Чем можно отблагодарить посевальщиков

Традиционно посевающих благодарили, угощая их конфетами, другими сладостями, фруктами. В почете была самостоятельно приготовленная выпечка — пироги, пряники, печенье. Не отказывались они и от покупных бубликов, баранок.

Сладости для посевальников

Сейчас, особенно если в обряде участвуют дети, можно вручить им небольшие игрушки, сувениры, хлопушки.

Можно ли «отдариваться» деньгами

Однозначного ответа на этот вопрос нет. В некоторых регионах считалось вполне допустимым одарить посевальщиков не только угощением, но и мелкими монетами, при том условии, что часть «выручки» они пожертвуют в церкви на богоугодные дела.

Рубли

В других так поступать настоятельно не рекомендовалось. Бытовало устойчивое мнение, что такая благодарность выйдет боком самим хозяевам. Например, есть примета, согласно которой тот, кто считает мелочь 14 января, будет весь год лить слезы.

И другая, утверждавшая, что, давая посевающим деньги, вы сразу отдаете им обратно все благополучие, которое они принесли в дом.

Сейчас решайте вопрос с «вознаграждением» по своему усмотрению. Но лучше все же соблюсти традицию, сделав акцент именно на угощении, отказавшись от «денежного эквивалента» или ограничившись символической суммой.

Людмила

Домохозяйка. Начала готовить с 14 лет. С тех пор постоянно пополняю свою копилку рецептов. Специального образования не имею, зато есть многолетний опыт. Считаю, это важнее.

Полагаю, что кулинарные способности передались мне от бабушки. Она постоянно баловала внуков всякими вкусностями на каникулах в деревне. А еще мы делали много заготовок на зиму.

Более 10 лет назад с супругом переехали в село. Завели свой участок, обустроили дом. До сих пор в шутку называю его дачей. Понемногу выращиваем натуральные овощи, фрукты, зелень и пр. дары земли.

Также увлекаюсь цветами, просто не представляю свою жизнь без комнатных и садовых «друзей». Особенно люблю розы, выращиваю розарий, постоянно пополняю его новыми видами и сортами.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Наша Еда
Добавить комментарий